Во время Второй мировой войны отчаявшиеся беженцы из Польши нашли утешение в персидском гостеприимстве.
В сентябре 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, положив начало Второй мировой войне. Вскоре после этого, согласно секретному протоколу о разграничении сфер обоюдных интересов к договору о ненападении Германии с Советским Союзом (пакту Молотова — Риббентропа), на территорию Восточной Польши вошли советские войска.
Десятки и сотни тысяч поляков из Западной Украины и Западной Белоруссии были депортированы в различные районы Советского Союза, среди которых были и «социально опасные элементы», которых погрузили в поезда и отправили в трудовые лагеря в Казахстане и Сибири.
Когда менее чем через два года Германия напала на Советский Союз, было заключено советско-польское соглашение Сикорского-Майского. Согласно документу была объявлена амнистия всем польским военнопленным и содержащимся в заключении на советской территории польским гражданам, а из поляков, находящихся в СССР, началось формирование польской армии — т.н. армии Андерса.
Позже, из-за отказа польского правительства в изгнании отправить сформированные воинские части на советско-германский фронт, встал вопрос об эвакуации военнослужащих армии Андерса и гражданских лиц с территории СССР в Иран.
Переплыв Каспийское море в переполненных лодках, более 116 тысяч поляков оказались в Иране. Большинство из них высадилось в порту города Пехлеви, где их накормили и поместили в карантин — ведь среди них были широко распространены малярия и тиф. Многие умерли и были там похоронены.

Выживших доставили в Тегеран, где их тепло встретило иранское правительство. Для размещения беженцев были перепрофилированы здания, созданы польские школы, предприятия и организации культуры.

Многие из них, в том числе тысячи детей-сирот, жили в Иране до конца войны, а некоторые остались там навсегда, создав семьи с иранцами.

«Они были в плохом состоянии, исхудавшие и в лохмотьях …. Мой друг, плотник, делал [гробы] для них. Около 50 человек умирали каждый день».
Голам Абдол-Рахими, иранский фотограф

«Приветливые персы обступили автобусы, крича, должно быть, слова приветствия и бросая в подарок орехи, жареный горох с изюмом и сочные гранаты через открытые окна».
Кристина Шкварко, польская беженка

«Польских горничных приглашали хорошо обеспеченные иранские женщины, которые хотели узнать о макияже и западных моделях одежды от своих слуг, часто имевших лучшую квалификацию и образование, чем сами работодатели».
Хосров Синай, иранский режиссер




